Организованная на Михайловской площади Киева массовая антифашистская акция, —традиционно проводимую в разных городах мира 19 января, в годовщину убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, — была сорвана совместными усилиями ультраправых и полиции.
«Акция левотни «Комитета 19 января» сорвана. Благодаря действиям С14, «Традиций и порядка» (созданная в 2016 году организация, выступающая за создание на Украине авторитарного государства и подозреваемая в организации нападения националистов 22 декабря 2017 года на гендерный клуб в Национальном педагогическом университете им. Драгоманова». — Прим. авт.), «Сокола» (молодежная организация националистической партии «Свобода»*. — Прим. авт.), «Монолита» (созданная в 2016 году праворадикальная группировка. — Прим. авт.), ПС («Правого сектора»*. — Прим. авт.), УНА-УНСО и прочим неравнодушным патриотам», — сообщил в Facebook один из лидеров ультраправого объединения С14 Сергей Мазур, выложив фотографию сводного отряда праворадикалов на Михайловской площади.
Мазур пояснил и причины такой мобилизации националистов: «Леворадикалы решили, что здесь можно спокойно… работать на врагов из ЛДПР и России… Маски сорваны. Мы показали кто есть они и их коллеги. Большинство — обычная сепарня и вата». В качестве доказательств националисты принесли плакаты, на которых фигурировали несколько левых активистов, вступивших в 2014 году в ряды ополченцев в Донбассе, или хотя бы заснятых рядом с «вежливыми людьми» в Крыму. Мол, доказательства налицо.
Однако, вот что писал 8 декабря 2014 года в Facebook вождь С14 Евгений Карась, руководивший 19 января действиями националистов на Михайловской площади: «Много антифа-фанатов из Киева поехало воевать за Украину… и немало из ''основных''». (Как известно, группировки футбольных фанатов — а болельщики киевского «Арсенала» давно являются воинствующими приверженцами леворадикальной идеологии — состоят из руководящей «основы» и примыкающей к ней прочих участников.)
Левые и война в Донбассе
Много интересных подробностей сообщается в статье Александра Литого «Черные гвардейцы. Как антифа воюет против сепаратистов в Украине», опубликованной 8 августа 2014 года на российском оппозиционном сайте The Insider. Согласно представленным им данным, сотрудничество левых и правых радикалов началось еще на Майдане: «Киевские события нынешней зимы получили горячую поддержку анархистов и антифа в Украине, Беларуси и России. По данным The Insider, не менее 200 человек из этой среды посетили киевский Майдан… Свою «сотню», правда, на Майдане им не дали зарегистрировать. Эта процедура давала и хороший пиар, и ряд бонусов — вплоть до возможности получить оружие. Но регистрации воспротивилась массово представленная на Майдане «Свобода»… «Свободовцы» на Майдане называли антифашистов «коммуняками», те называли «Свободу» «сволотой», отношения были более чем натянутыми. С «Правым сектором» отношения выстраивались спокойнее — вплоть до совместных силовых действий части антифашистов с «правосеками» против «титушек» и «Беркута».
Об этой же сотне сообщалось 10 февраля 2014 года с пометкой «от собственного корреспондента» в новостях на сайте анархистского журнала «Автоном», который издавал автор статьи: «Вечером 9 февраля было объявлено построение новой дружины самообороны Майдана, которая получила неофициальное название «черная сотня». Среди ее участников и участниц немало анархистов, антифашистов и социалистов».
При том, что по радикальности «Правый сектор», включавший в себя неонацистов из «Белого молота», Социал-национальную ассамблею, правых ультрас «Днепра-Киев» и других группировок, многократно превосходил «свободовцев». Но, судя по всему, здесь сказалась субкультурная общность, от которой была далека партия Тягнибока.
Неизбежно возражение, что Литой (статью которого я и далее буду цитировать) просто необъективно изложил события. Но, во-первых, левая журналистка Юлиана Лизер также сообщала 29 января 2014 года из Киева в издании «Русская планета»: «В уличных столкновениях с «Беркутом» наряду с ультраправыми фанатами принимали участие и ультрас «Арсенала», известные своими антифашистскими взглядами. Анархисты есть в составе некоторых баррикад и майдановских сотен самообороны, автономные анархисты появляются на передовой». Во-вторых, стоит учесть и автора статьи в The Insider.
Александр Литинский (Литой — журналистский псевдоним) — один из основоположников радикального антифа-движения в России. «С конца 1990-х годов я участвую в российских анархистских инициативах, — кратко писал он о себе в статье 2 июля 2015 года на сайте Open Democracy. — Мой интерес к антифашизму возник достаточно случайно. В 2000 или 2001 году — уже не помню точно — в составе небольшой группы молодых левых я стал жертвой нападения наци. Решающим оказалось не то, что я чуть не лишился глаза после удара в него стеклянной бутылкой и не оставшиеся на всю жизнь глубокие шрамы от заточенного прута арматуры. Меня удивила организованность нападавших: получив информацию от своей разведки, они молниеносно выскочили из-за угла жилого дома рядом с Дарвиновским музеем, атаковали нас и растворились в переулках».
В сообщениях нулевых годов эти события описаны более детализированно. Например, в посвященной антифа статье в журнале «Огонек» 2 октября 2006 года говорится: «Осенью того же (2000-го. — Прим. авт.) года очень серьезно пострадали несколько скинов-коммунистов, попавших в засаду на Ленинском проспекте. Окружив жертв, нацисты методично избили их стальными прутьями». Точная дата и место указаны в более ранних публикациях на левацких сайтах, например, «Радикальные новостях»: «Вечером 22 октября группа фанатов ЦСКА (по неподтвержденным данным из группировки «Урбан Кидс») в составе нескольких десятков человек напала на трех анархистов, выходивших в тот момент из клуба имени Джерри Рубина. В результате анархисты были серьезно избиты. Саша Л. был доставлен в больницу, где ему поставили диагноз «сотрясение мозга». Служивший местом сбором левых активистов андеграундный клуб имени Джерри Рубина (Ленинский проспект, 62/1) находится как раз рядом с Дарвиновским музеем.
«В 2001 или 2002 годах я узнал об Илье Горячеве… Тогда Горячев только начинал создание «Русского образа». К этому же времени относится и появление «Автономного Действия» — существующего по сей день анархистского объединения, в формировании которого я принял активное участие, — добавил Литой. — Горячев издавал журнал «Русский образ», я — «Автоном». Мы с интересом изучали журнальное творчество друг друга».
За кулисами этой и прочих статей осталось сотрудничество автора The Insider c антифа-фанатами (например, лидером объединения «Викинги» болельщиков «Локомотива» Евгением Кузнецовым по кличке «Лотос») и другими активистами, в среде которых он был известен, по ряду данных, под ироничным прозвищем Саша ZOG (ZOG —аббревиатура от Zionist Occupation Government, «сионистское оккупационное правительство», — термин, пришедший в лексикон российских радикалов с Запада). Под этим псевдонимом зимой 2011 года в анархистском журнале «Автоном» вышла статья «Ваня. Записки подельника», посвященная рассказу о первых боевых группах московских антифа (включая «красных скинхедов») 2004 — 2006 годов и их нападениях на идеологических оппонентов.
Одним словом, этот автор менее всего был заинтересован в очернении антифашистов или выгораживании ультраправых, и получал самую достоверную информацию из левых кругов, в том числе с Украины. Вернемся к деятельности последних в 2014 году.
После победы Майдана левыми фанатами «Арсенала» был запущен проект «Черная гвардия Украины», название которого апеллировало к вооруженным отрядам «Черная гвардия», организованным анархистами во время Гражданской войны. Проект был оформлен в виде одноименного паблика в ВКонтакте, который существует до сих пор, однако в конце 2015 года был полностью вычищен в связи с тем, что один из его администраторов был арестован то ли в Белоруссии, то ли в России.
Как борьба с «сепаратистами» правых и левых объединила
«Бойцы, которых поддерживает «Черная гвардия Украины», воюют в разных батальонах, в том числе и в «Азове», где немало и украинских националистов. Скажем, Тимур, один из собеседников The Insider, хотя и сочувствует анархистам, попал именно в «Азов». Дискомфорта там не испытывает, просто не вступает в идейные дискуссии с большинством товарищей по оружию и учится чему может у инструкторов «Азова», в том числе националистов из Швеции», — пишет Литой. Судя по появлявшимся в 2014 году в шведской и другой западной прессе интервью, эти «шведские националисты» были обыкновенными расистами и неонацистами из радикальных группировок.
«К сожалению, мне ещё не довелось побывать в бою, — сообщил журналисту помянутый выше антифа в «Азове» Тимур. — Когда мы приехали на фронт, на следующий день «Азов» штурмовал Мариуполь, был бой, часть пацанов с нашего заезда участвовала в нем, но мне банально не хватило автомата. Это было очень неприятно. Сейчас мы в Мариуполе удерживаем некоторые объекты и чистим город от остатков ваты».
Стоит пояснить, что Мариуполь был взят 13 июня 2014 года, а спустя два месяца после штурма речь шла про похищения мирных граждан бойцами добровольческих батальонов, действовавших в тесной связке с СБУ. Людей пытали и убивали без суда и следствия.
Все это официально признано даже украинским правосудием, обычно гуманным к АТОшникам. Так, 5 января 2017 года Первомайский районный суд Мариуполя осудил бывшего бойца батальона «Донбасс» Игоря Клевко (позывной Лев) за похищение и расстрел 2 ноября 2014 года мирного жителя поселка Мангуш. В материалах дела фигурируют два высокопоставленных офицера СБУ, а общавшийся с Клевко фронтовой журналист издания «Страна» Александр Сибирцев упомянул в статье, опубликованной 10 марта 2017 года: «После ранения в Иловайске (в конце августа 2014 года. — Прим. авт.) и лечения в госпитале Лев по телефону как-то таинственно признался, что-де работает на «контору». Позже, при личной встрече, Лев пояснил, что работает в составе «отдельной группы спецназа» при штабе АТО сектора М. «Наши кураторы — военная контрразведка СБУ. Мы со «Слоном» (другой боец добровольческого батальона. — Прим. авт.) выполняем их задания — охотимся за сепаратистами и российскими шпионами».
Кстати, в «Донбассе», как пишет Литой, также оказалось немало антифа: «''Сейчас, не поддерживая борьбу с террористами на востоке страны, ты будешь куском говна'', — не стесняется в выражениях киевская анархистка Ольга. Её молодой человек и соратник Евгений недавно убыл на фронт. Ольга рассказывает, что Евгений пока в резервной роте, охраняет ТЭЦ в Донецкой области. Евгений служит в батальоне «Донбасс». По словам Ольги, обучение перед отправкой на фронт проходило так себе: за месяц подготовки он расстрелял лишь один автоматный рожок… Хартман, как и Евгений, воюет в «Донбассе», но он попал в другую волну набора добровольцев, его готовили серьезно, и теперь он — на передовой. «Я участвовал во взятии Попасной и Лисичанска, всяческих разведывательных и диверсионных операциях», — рассказывает он».
Левый радикал-фанат Хартман также, суд по всему, был не чужд участию в бессудных «зачистках», судя по такому заявлению в интервью Литому: «Опыт многих лет «Арсенала», безусловно, помогает, особенно в занятых городах. Подозрительные люди, разведчики и прочие сепары вычисляются на раз». Деталями того, что происходило потом с определенными вооруженными бойцами добровольческих батальонов «на глазок» сепаратистами, ни он, ни Тимур предпочли не делиться, пояснив, что это, мол, и так ясно.
В этой связи можно упомянуть еще одного болельщика «Арсенала» леворадикальных взглядов в рядах «Азова», ставшего известным после интервью изданию «Буквы» 7 марта 2015 года, в котором он заявил о причинах своего отбытия на восточный фронт: «Оправдания чисто идеологические. Я ненавижу людей, поддерживающих имперские мифы России. Я ненавижу людей, которые тоскуют по СССР… Именно поэтому я здесь. У Украины появился шанс избавиться от этой догнивающей гангрены, которая угнетала мой народ последние 100 лет». В своем аккаунте в ВКонтакте боец был более откровенен: «Надоело нытьё насчёт «мирного населения»… Если не работает законодательство, мы должны решать проблему со сторонниками сепаратистов самостоятельно».
Известно о представителях леворадикального движения, принимавших участие в АТО в рядах добровольческих батальонов «Золотые ворота», «Кривбасс» и т.д. Баннеры с заявлениями «Крым — это Украина» регулярно появлялись на трибунах болельщиков киевского «Арсенала». Таким образом, обоснование действий ультраправых против антифашистской акции 19 января выглядит откровенно надуманным, ширмой для проявления вражды против их идеологических левых оппонентов. Аналогично ранее во Львове представители «Национального корпуса» пытались напасть на представителей левого «Автономного сопротивления», в которое входил осужденный за диверсии в Крыму анархист Александр Кольченко, а ряд членов которого также воевал в АТО.
* Организации запрещены в России Верховным судом РФ.